YouTubeFacebookTwitterВконтакте

История парфюмерии

история парфюмерииКоко Шанель была права: «Духи следует наносить туда, куда вы хотите, чтобы мужчина вас поцеловал». Жизнь женщины, подарившей миру знаменитые «Chanel №5», была полна взлетов и падений. Из глубокой депрессии после смерти любимого ее вывела лишь новая любовь. В русского князя Дмитрия Романова, двоюродного брата последнего императора. Именно он познакомил Коко с парфюмером-эмигрантом Эрнестом Бо, который, вдохновившись воспоминаниями о России, создал легендарный аромат в пятой пробирке. Об этом более подробно можно прочитать здесь. История показывает, запах может быть не просто эфемерной субстанцией, а источником вдохновения и веры в себя.

Когда именно возникло такое явление, как парфюмерия, не возьмется сказать ни один исследователь. Людям издревле было присуще желание маскировать неприятные запахи. Но первые благовонные снадобья предназначались все же не смертным, а богам. Спорным вопросом остается место появления первых созданных человеком ароматов – Месопотамия или Персия.

В Древнем Египте окуривание помещений и одежды было ежедневным обрядом. Больше всего в то время ценились запахи ладана и мирры, получаемые из смол деревьев. Их маслами пропитывали льняные бинты забальзамированных фараонов.

Мускус как аромат для любовных утех упоминается в древнейших индийских текстах. Аромат железы оленя оказывает на организм стимулирующее действие.  Именно этим запахом последняя императрица Египта Клеопатра сразила римского предводителя Марка Антония, пропитав паруса своего корабля и окутав собственную персону благовониями.

В  средневековье предрассудки о том, что болезни передаются с помощью воды, заставляли людей не мыться месяцами. А чтобы сбить вонь, исходившую от тела, использовали стойкие духи из ароматических масел. Для того времени характерны тяжелые ароматы, получаемые алхимиками из самого разнообразного материала.

Начало спиртовой парфюмерии связывают с легендой о возникновении «Воды королевы Венгрии». В возрасте семидесяти лет королева Елизавета, будучи все еще в девичестве, тяжело заболела. Ее духовник создал духи с помощью перегонки чистейшего спирта. Эта вода оздоровила ее и позволила найти молодого жениха.

Мода на кожаные перчатки подстегнула производство сильно пахнущих смесей. После обработки запах дубленой кожи все же оставался тошнотворным, и чтобы сбить его, использовали душистые эссенции.

В эпоху барокко французский городок Грасс становится центром производства духов. В моде запахи розмарина, мускатного ореха, лаванды, корицы, гвоздики, лимона, апельсина, а также открыт новый аромат – бергамот. Предшествующий период терпких нот индийских специй сменяется сладковатыми благовониями, больше подходящими кулинарии.

В XVIII в. духи уступили место повсеместному использованию ароматной уксусной воды. Ее применяли как противоядие от чумы, а также в качестве средства для приведения в чувства девушек, падающих в обморок, что было в моде того времени. Мария-Антуанетта – любительница садов – вводит в оборот цветочные ароматы. Она же способствует созданию первого в Париже парфюмерного магазина.

В 1709 году небольшая мануфактурная фабрика Иоганна Фарина изготавливает всемирно известную «Eau De Cologne» — «кёльнскую воду» — особенно любимую Бонапартом. Парфюмерия постепенно перестает быть роскошью и к началу XIX в. выходит в массовое производство.

В XIX в. создание духов технически усложняется. Появляются профессионалы – основатели парфюмерных домов «Guerlain» (1828 г.) и «Hermes» (1837 г.). С 1868 году начинают создавать синтетические запахи. Чувственность к ароматам становится чертой романтичных особ, эстетика запахов отражается и в смежных искусствах.

Эта традиция продолжается и в XX в. Особый творческий подход ощутила на себе форма аромата. Теперь это не просто стекляшка, украшенная вензелями, а произведение искусства. Как, например, флакон обворожительных Le Roi Solei, выполненный Сальвадором Дали в виде солнца. Или знаменитый аромат, помещенный Коко Шанель в самую обычную коробку с номером пять, представлявшей собой данность стилю эпохи конструктивизма.

Вряд ли кто-то возьмется сосчитать, какое количество разнообразных ароматов производят сейчас, несмотря на то, что основной рынок делят всего пару десятков крупнейших компаний. Многие утверждают, что парфюмерия как искусство теряет свой шарм и скоро совсем исчезнет, оставив лишь рекламные лейблы. И все же у каждого из нас есть любимые ароматы – будь то спрей от Adidas, туалетная вода D&G или духи от Givenchy, а ритуал разбрызгивания пахучего облака по-прежнему приносит радость и веру в собственные силы.

11th Декабрь, 2012 | Категория Все о парфюмерии | Комментарии (0)

Оставить Комментарий